Viatcheslav Tsai was born on July 6, 1952. He became a pupil of A. Moskovitin of the art studio from 1963. In 1967 he is a pupil of the Saratov art school named after Bogolubov. He successfully finished the painter department in 1971. From 1971 till 1973 he served in the army. In 1974 he entered the Institute of art, sculpture and architecture named after I.E.Repin of the USSR Art Academy. He excellently graduated from the institute as a painter. His teachers were professor E.Moiseenko, J.Neprintseva, A.Romanyitcheva. His qualification was painter, teacher. From 1982 till now he works in Saratov as an artist. He is a participant of many regional, zone, republican exhibitions. His works are presented in many museums and private collections in Russia and abroad. He was invited to work to Southern Korea. From 1983 to 1985 he taught painting, drawing and composition at the diploma courses at the Saratov Art School. He is a member of the Artists Union of Russia.

Viatcheslav Tsai is a talented painter, he works willingly in different genres but firmly keeps his artistic persuasions. The amplitude of the creative search is rather wide – from the accented traditional character of his portraits to expressive acuteness of symbolically allegoric canvases expressing the apocalypse of our century. In his works he appears as a high professional, confronting the advance-guard expenses.

"Trade in art is as a coal in flame" – this is a credo of Tsai who always tends to high culture in canvas treatment, definition of the picture, composition harmony. He is oriented to the concrete visual and sensible precision of picture. Trying to understand the nature he seeks for an image-bearing equivalent of the scene – in the landscape, still-life, portrait.

An increased fixedness of observations, a sharp feeling of the model produce a sensation of the stressed character of the appearance, a touch of extra naturality in many of his portraits. But fixed expression of the features in the portraits does not cover the psychology of the person expressed, does not hide the fate expressed in the face.

The landscapes of Tsai have the equilibrium of subjective and objective. This explains their traditional picturesqueness. Revealing the most characteristic features in the motive the artist lets it to express itself on the canvas. He spurns from nature following the structure of the landscape, revealing the rhythms of Nature, trying to obtain the expression of its breathing. The colour and plastics found reveal the essence of the motive where the real colours of nature become "the flower of the image". Painting being especially natural is apprehended as generally decorative.

In recent sketches and stand-lives Tsai reveals a marked freedom in colour, testing its energetic resources and light capability. The motive is intensively realized, the manner of painting becomes free and the intensive colourfullness make canvases smart and joyful.

Viacheslav Tsai is the master having vast possibilities, possessing the qualities that help him to realize these possibilities. He has reached the creative maturity and is full of new ideas.

E. Vodonos.

Вячеслав Цай родился 6 июня 1952 года. С 1963 г. ученик студии рисования худ. А. Москвитина. С 1967г. - учащийся Саратовского художественного училища им. Боголюбова. Успешно окончил живописное отделение. В 1974 г. поступил в институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Академии художеств СССР. В 1982 г. на *отлично* окончил полный курс названного института по специальности *живопись*. Учился у проф. Е.Моисеенко, Ю.Непринцева, А.Романычева. Присвоена квалификация - художник-живописец, педагог С 1990 г - член Союза художников России. С 1982 г. и по сей день работает художником в г.Саратове. Является участником многих Областных, Зональных, Республиканских и Всесоюзных выставок. Работы находятся в музеях и частных коллекциях России и за рубежом. По приглашению, творчески работал в Южной Корее. В 2010г.совершил длительную творческую экспедицию в Монголию по приглашению Союза художников республики. В 2011г. Творчески работал в центральной Англии и северном Уэльсе. По итогам поездок в Монголию и Англию, В.Цай организовал две персональные выставки в 2012 году. В 1995 г. - персональная выставка в картинной галерее г. Саратова. В 1998г. и 2012г.- персональные, юбилейные, ретроспективные выставки в залах Художественного музея им. Радищева. С 1983 по 1985г.г. преподавал живопись, рисунок и композицию на дипломных курсах Саратовского художественного училища.

Вячеслав Цай одарённый живописец, охотно работающий в различных жанрах, но твёрдо сохраняющий свои художественные убеждения. Амплитуда его творческих поисков достаточно широка - от акцентированной традиционности его портретов до экспрессивной заострённости его символико-аллегорических полотен, передающих, по замыслу автора, апокалипсис нашего века. Во всех случаях он стоит на позициях строгого профессионализма, противостоящего издержкам доморощенного авангарда.

"Ремесло в искусстве, как уголь в пламени" - такой подход был всегда близок Цаю, изначально стремившемуся к культуре живописной обработки холста., крепости рисунка, композиционной слаженности. Его отличает ориентация на конкретно-зримое и осязаемую точность передачи. Осмысливая и постигая натуру, он ищет образный эквивалент увиденному - и в пейзаже и в натюрморте, и в портрете.

Повышенная пристальность наблюдения, острое чувство типажа придают ощущение подчеркнутой характерности облика, какой-то сверхнатуральности во многих его портретах. Но почти иллюзионистическая передача внешних черт модели, не заслоняет её психологического постижения, не мешает увидеть в лицах изображенных их судьбу.

В больших построенных пейзажах Цая есть равновесие субъективного и объективного. Отсюда их вполне традиционная картинность. Выявляя наиболее характерное в самом мотиве, художник как бы помогает его свободному "самопроявлению" на плоскости холста. Он исходит от натуры, следуя органическому строению самого ландшафта, выявляя ритмы самой природы, добиваясь впечатления ее живого дыхания. Найденность цветопластического решения открывает живописную сущность мотива, где реальные краски природы становятся "цветом образа", живопись, казалась бы, сугубо натурная, воспринимается как обобщенно-декоративная.

В пейзажных же этюдах и натюрмортах последних лет Цай приходит к большей свободе в обращении с цветом, испытывая его энергетические ресурсы и степень светоносности. Образное переживание мотива становится интенсивным, письмо раскованным, насыщенная красочность этих полотен придаёт им праздничную нарядность, радующую глаз.

Вячеслав Цай - это мастер, крепко стоящий на ногах, знающий свои возможности и обладающий всеми качествами, которые позволяют сполна реализовать их. Он достиг творческой зрелости и полон новыми замыслами.

Заслуженный деятель искусств
искусствовед Е.И. Водонос.