Вячеслав Цай одарённый живописец, охотно работающий в различных жанрах, но твёрдо сохраняющий свои художественные убеждения. Амплитуда его творческих поисков достаточно широка - от акцентированной традиционности его портретов до экспрессивной заострённости его символико-аллегорических полотен, передающих, по замыслу автора, апокалипсис нашего века. Во всех случаях он стоит на позициях строгого профессионализма, противостоящего издержкам доморощенного авангарда.
"Ремесло в искусстве, как уголь в пламени" - такой подход был всегда близок Цаю, изначально стремившемуся к культуре живописной обработки холста., крепости рисунка, композиционной слаженности. Его отличает ориентация на конкретно-зримое и осязаемую точность передачи. Осмысливая и постигая натуру, он ищет образный эквивалент увиденному - и в пейзаже и в натюрморте, и в портрете.
Повышенная пристальность наблюдения, острое чувство типажа придают ощущение подчеркнутой характерности облика, какой-то сверхнатуральности во многих его портретах. Но почти иллюзионистическая передача внешних черт модели, не заслоняет её психологического постижения, не мешает увидеть в лицах изображенных их судьбу.
В больших построенных пейзажах Цая есть равновесие субъективного и объективного. Отсюда их вполне традиционная картинность. Выявляя наиболее характерное в самом мотиве, художник как бы помогает его свободному "самопроявлению" на плоскости холста. Он исходит от натуры, следуя органическому строению самого ландшафта, выявляя ритмы самой природы, добиваясь впечатления ее живого дыхания. Найденность цветопластического решения открывает живописную сущность мотива, где реальные краски природы становятся "цветом образа", живопись, казалась бы, сугубо натурная, воспринимается как обобщенно-декоративная.
В пейзажных же этюдах и натюрмортах последних лет Цай приходит к большей свободе в обращении с цветом, испытывая его энергетические ресурсы и степень светоносности. Образное переживание мотива становится интенсивным, письмо раскованным, насыщенная красочность этих полотен придаёт им праздничную нарядность, радующую глаз.
Вячеслав Цай - это мастер, крепко стоящий на ногах, знающий свои возможности и обладающий всеми качествами, которые позволяют сполна реализовать их. Он достиг творческой зрелости и полон новыми замыслами.
Заслуженный деятель искусств
искусствовед Е.И. Водонос.